СЕВЕРНЫЙ РЕЧНОЙ ВОКЗАЛ

Северный речной вокзал в Москве — исторический транспортный комплекс, расположенный на Ленинградском шоссе на севере-западе столицы. За свою историю, которая берет начало в середине 1930-х годов, Северный речной вокзал прошел путь от крупнейшего в СССР речного вокзала до уникального культурно-досугового центра современной Москвы.

Северный речной вокзал в Москве

История вокзала началась в 1930-х годах — он был построен вместе с каналом Москва — Волга (сейчас Канал имени Москвы) для обслуживания транспортных речных маршрутов, как областного — до подмосковных городов, так и межрегинального значения — до городов Поволжья и Урала.

Здание вокзала было построено в форме многопалубного корабля. Венчает здание шпиль со звездой, который поднимался весной — в начале сезона навигации, и опускался с ее закрытием осенью. По своему архитектурному решению здание стало одним из первых представителей так называемого сталинского ампира — одно из лидирующих направлений в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР с конца 1930-х до середины 1950-х годов. Главным архитектором комплекса стал А. М. Рухлядев.

Кроме непосредственно транспортной функции здание вокзала решало и более масштабную задачу — стать главным объектов в реализации амбициозного плана превращения Москвы в порт пяти морей. С открытием Волго-Донского канала (в начале 1950-х) и Волго-Балтийского канала (в начале 1960-х) Северный речной вокзал стал крупнейшим транспортным речным объектом как в СССР. В 1970-х годах с ростом объемов пассажирских перевозок территория вокзала была расширена до существующих границ.

Кроме непосредственно транспортной функции Северный речной вокзал приобрел статус культурно-досугового места: за минувшие годы здание вокзала и его причалы было снято в большее ста художественных фильмов, многие из которых приобрели статус культовых — «Волга-Волга», «Девичья весна», «Горожане», «По семейным обстоятельствам», «Вместо меня», «ДМБ», «Остановка по требованию», «День выборов», и другие. 

Северный речной вокзал в Москве

С начала 1990-х годов вокзал стал утрачивать функциональное значение — были закрыты многие транспортное пассажирские линии дальнего следования, сокращены маршруты пригородных судов. Так легендарное место столицы стало постепенно уходить в историю и приходить в запустение.

К концу 2000-х годов история вокзала, казалось бы, подошла к финалу, который постиг большинство однотипных объектов в разных городах России — они либо были полностью снесены, либо кардинально перепрофилированы под торгово-офисные центры. С 2010 года здание Северного речного вокзала из-за аварийного состояния было закрыто на реконструкцию, которая началась в 2017 году. В ходе работ, продолжавшихся три года, вокзал был полностью восстановлен, территория парка, причалов и набережных приведена в порядок и на День города в сентябре 2020 года обновленный Северный речной вокзал вновь был открыт. 

Северный речной вокзал в Москве

И теперь легендарное место это не только транспортный объект, а новый культурно-досуговый центр Москвы, откуда можно не только отправиться на речную прогулку или в речное путешествие, но и просто приехать, прогуляться по причалам и увидеть как преобразился весь район. Здание с восстановленными историческими интерьерами и новым культурно-выставочным пространством, набережные с тематическими кафе и скульптурно-схематическими арт-объектами, большой парк и будущая курортная зона с бассейнами — все это современный Северный речной вокзал Москвы.